Знания по проводам


У любого человека остается, наверное, лет до тридцати школьно-студенческая привычка, когда лето кажется самым благословенным временем — сессия закончена, можно ехать на море и смотреть там на облака. Но чем ближе конец августа, тем больше начинает лихорадить: ведь скоро снова учеба, сессии и гадкие конспекты. К тому же все деньги, накопленные за год, уже потрачены на море и надо снова работать. Многие учебе предпочитают работу, поскольку опыт часто бывает полезней теоретического багажа, но в отсутствие такового получить какой-либо опыт весьма сложно. Поэтому необыкновенной популярностью пользуются разнообразные платные курсы и институты — с одной стороны, за минимум денег там почти гарантированно можно получить диплом, с другой — преподавательский состав платных отделений именитых вузов подвергается строгому отбору, что дает шанс на получение качественных знаний в короткие сроки. Помимо обычной очной формы обучения со всеми сопутствующими ей неприятностями вроде пустой траты времени на студенческую жизнь, есть альтернатива — так называемое заочное обучение.

Существуют совершенно разные способы заочного обучения и, безусловно, одна из самых радикальных — дистанционное обучение. Собственно, заочное тоже было когда-то полностью дистанционным — с помощью обыкновенной почты какой-нибудь полярник, дрейфующий на льдине, посылал свои лабораторные работы в институт, получал по почте зачеты и через несколько лет приезжал за дипломом. С появлением электронной почты и возможности передачи больших массивов данных этот процесс заметно ускорился и стал одной из перспективнейших моделей обучения.

“Здесь будет город-сад”. Перспективы и новые учреждения

Несмотря на сравнительную молодость не только самого Интернета, но и его российского сегмента, уже существует Федерация Интернет-образования — http://www.fio.ru/. Ей всего полгода отроду, но планы у Федерации самые захватывающие — подключение каждой школы к сети и создание высококлассных центров обучения, доступ к которым был бы одинаково легок для учеников Ханты-Мансийска и Нефтеюганска или Москвы и Петербурга. Это часть гигантского проекта “Поколение.ру” президента компании ЮКОС М. Ходорковского и Министерства образования РФ. Планируются многомиллиардные инвестиции, подписано множество соглашений и постановлений, проводятся семинары и открытые столы, но дальше пока дело не идет. Практически сайт Федерации не представляет никакой информации об обучении в Интернете, кроме адресов Интернет-центров в Москве и Петербурге. Про “Интернет-образование” нигде не сказано ни слова и совершенно непонятно, что участники Федерации под этим словосочетанием понимают — получение знаний через сеть или обучение навыкам сохранения файлов и выключения модема. Фактически это очередной мертворожденный ресурс с неудобной навигацией и отсутствующим дизайном, который наглядно демонстрирует первый недостаток российской Интернет-учебы, — многие просто не знают, что такое Интернет и с чем его едят. Поразительная статистика про “80 миллионов компьютеров-хостов” и “сеть ARPnet в 1989 году” только усугубляет это впечатление.

В подобном же состоянии находится и “Диалог-Академия” при старейшем компьютерном центре “Диалог-МГУ” — visualage.dialogue.msu.su. Как везде, там тоже нас уверяют, что “скоро все будет”, впрочем, вспоминая авторитет и престиж обеих фирм-учредителей (МГУ и “Диалог-Наука”), хочется верить, что именно тут обещания не напрасны.

Схожая картина вырисовывается и на сайте “Все образование в Интернет”. Наряду с лентой новостей, которые могут быть интересны всем причастным к сфере российского образования, на сайте также можно прочесть подборку анекдотов про Вовочку и его учителей. В общем, все напоминает домашнюю страницу учителя-энтузиаста. Хотя именно этот ресурс имеет будущее — разухабистый стиль обращений к пользователю скорректирует время, бесполезные разделы исчезнут и, надо надеяться, “Все образование в Интернет” станет действительно домашней страницей для миллионов учителей и их подопечных, ведь все предпосылки к этому имеются. Тем более что “Московский межвузовский специализированный по школьно-студенческому творчеству и его информатизации в системе непрерывного образования учебно-методический центр НИТ “Новые технологии обучения” (каково название!) уже предлагает учителям пройти краткий курс дистанционного образования на факультете повышения квалификации.

Еще один вариант кота в мешке сделали в Томском областном центре новых информационных технологий, где предлагается получить “очное дистанционное образование”, — про то, что это из себя представляет, нигде нет ни слова. Обычное дело. И, конечно, уже давно появились абстрактные теоретизирования на эту тему, где нас предупреждают, что “приоритет внимания производителя и потребителя информационного продукта к форме в ущерб содержанию порождает клинообразное мышление. Культурная экспансия, утрата интереса к традиционной культуре, усиление миграции становятся питательной средой для маргинализации растущей части населения России”. Прочитать более внятные мысли о том, что нас ждет в будущем, можно на странице некоего Н.Н. Шихова, старого фидошника, — там приводятся выдержки из конференции ru.school, описание пары проектов и общая информация о том, что такое дистанционное образование. А на http://www.usvpu.ru/student/mikl/htm/contens.htm лежит большая работа безвестного студента Уральского педагогического института о проблемах дистанционного образования. Работа достаточно профессиональная, и для будущих электронных преподавателей она подходит гораздо лучше, чем пресловутые курсы повышения квалификации, где учат пользоваться Оutlоок Ехрress. Впрочем, не все так страшно при глобализации культуры и образования — некоторые институты, невзирая на объективные трудности, уже сегодня предлагают пройти курс дистанционного обучения со всеми возможными студенческими льготами: от студенческих проездных до отсрочки от армии.

“Future is here”. Российские вузы в сети

Подавляющее большинство деканатов самых различных вузов с начала 90-х ввели множество видов оплаты за обучение — и прямое, когда абитуриент платит за свое обучение, и косвенное — “бесплатный” студент платит при пересдаче экзаменов или за факультативные дисциплины. Руководство понять можно — хронические невыплаты, бедственное положение, утечка кадров и так далее. Оптимальное решение, когда институт получает деньги при минимуме затрат, — это, как уже отмечалось выше, заочное обучение. Обучение через Интернет делает затраты совсем мизерными — исключительно на интеллектуальные разработки, оплата которых, по традиции, исчезающе мала. Именно поэтому в ближайшие годы следует ожидать взрывного развития этой формы обучения в российских вузах. Пока же будущее многообразие выбора Интернет-образования предвещает первые робкие попытки. К сожалению, дать адекватную оценку всем курсам в этой статье не удастся, поскольку для этого необходимо прослушать хотя бы часть лекций.

Большинство проектов дистанционного образования составляют курсы английского или прикладных дисциплин вроде менеджмента или маркетинга. Классический пример — http://www.lesson.ru/, где можно бесплатно подучить английский и сдать тест ТОЕFL, За курсы по менеджменту и бухучету придется платить около S400. На дипломе будет стоять вензель Institute of Bisiness Administration — видимо, серьезной структуры, коли информация про нее скрыта в глубинах сети.

Институт Дистанционного Образования при РУДН (Университет Дружбы народов) предлагает больший, чем обычно, выбор курсов. Кроме обычных юриспруденции и экономик, еще есть журналистика и психология. Размер оплаты нигде не указан, а ссылки на некоторые страницы выводят 404-е приветствие, но даже несмотря на эти досадные ошибки, проект РУДН имеет большое будущее. “Центр дистанционного обучения” при Академии народного хозяйства также предлагает пройти за S400 курсы по менеджменту, маркетингу и прочим бизнес-наукам. Все можно сделать, не выходя из дома — и в этом огромное преимущество ЦДО перед другими подобными ресурсами.

Проект “Открытый Колледж”, лауреат разных “Интел-премий” и “Золотых Сетей”, создан компанией “Физикон”, которая специализируется на школьном образовательном ПО по точным наукам. На сайте можно найти демо-версии программ и бесплатные курсы для школьного самообразования по точным наукам. Консультантами выступают преподаватели и аспиранты МФТИ, но никаких специальных бонусов, кроме собственно знаний, слушатели курсов, увы, не получают. “Русский Институт Управления” и РГТК “Тантал” также предлагают за приблизительно $20 в месяц стать бизнесменом. Все обучение происходит по почте — обычной для документов и электронной для учебных материалов. Можно бесплатно записаться на пробные две недели. Главное, что время обучения зависит исключительно от абитуриента.

Компания Anri Education Sistems поможет стать полиглотом в Интернете — тут можно выучить основные европейские языки (английский, французский, немецкий), региональные (чешский, португальский) и даже китайский. Самое приятное — все абсолютно бесплатно. В качестве приложения еще есть исторический, географический и бизнес-курсы. Там же можно получить работу преподавателям, посредникам, художникам и веб-дизайнерам. Понятно, что кроме фактических знаний, студент больше ничего не получит. Впрочем, знания — главнее всяких бумажек. Этот проект, безусловно, имеет большой потенциал, только хочется задать классический вопрос “Кому это выгодно?”

Но самым лучшим выбором, на наш взгляд, будет обучение в Московском институте электронной техники — именно здесь дадут отсрочку от армии и полностью легальный государственный диплом. Совместно с Московским областным центром новых информационных технологий выпущены НТМL-учебники и программы. В МИЭТ можно дистанционно получить специальности по информационным технологиям — от инженерных до управленческих. Все выглядит крайне привлекательно, но для получения дополнительной информации об оплате и условиях поступления-учебы надо написать письмо по адресу dre@miee.ru — на факультет дополнительного и дистанционного обучения МИЭТ. Итак, проблем в том, чтобы, не выключая компьютера, стать менеджером или бухгалтером, нет никаких. Выучить английский и еще несколько языков — тоже. Возможностей получить диплом о непонятном высшем образовании также достаточно, но приобрести действительно стоящую профессию через Интернет пока можно только в МИЭТ.

Что же касается иностранного образования, то это тема отдельной большой статьи. Только в Yahoo в подразделе “Дистанционное образование” проиндексирован 451 ресурс. Даже на то, чтобы мельком просмотреть их все, ушло бы ощутимое время. В иноязычном Интернете можно получить практически все — и диплом, и работу по специальности, даже несмотря на российское гражданство. Только размер оплаты будет на порядок выше, чем в местных дистанционно-обучающих институтах. Выбор специальностей не ограничивается бизнес-профессиями. Иными словами, было бы желание и силы, и покорение мира с помощью Интернета становится только вопросом времени и качественного подключения.

Александр Кобзев
“Internet” N24 2000 г

Источник: http://www.emedia.ru/, журнал "Internet Zone" (http://www.izcity.com/)


записки.
від 30.12.2000